$: 79.02 | €: 90.56 | ¥: 11.05 | ₩: 0.053

Утилизационный сбор затрагивает лишь 16% импортируемых автомобилей

12 октября 2025

В 2024 году физические лица ввезли в Россию 218 тысяч автомобилей с мощностью свыше 160 л.с., что составляет всего 16% от общего объема импорта. Для остальных автомобилей, таких как Kia K5 и Toyota Camry, утилизационный сбор остается минимальным — от 3,4 до 5,2 тыс. рублей, что незначительно по сравнению с общей стоимостью машин.

Цены на иномарки зависят от валютного курса и логистики, а не от утильсбора

На стоимость импортных автомобилей гораздо сильнее влияют валютный курс, логистические издержки и санкции, чем утилизационный сбор. В 2024 году средняя цена новой иномарки выросла всего на 1,85%, что ниже уровня инфляции. При этом цены на некоторые бренды, такие как Belgee, Exeed и Omoda, снизились на 8–17%.

Повышенный утильсбор направлен на борьбу с серыми схемами

Повышение утилизационного сбора было введено не для увеличения цен, а для пресечения серых схем импорта. Физические лица, включая челноков и перегонщиков, начали действовать как коммерческие игроки, уклоняясь от налогов и не предоставляя гарантий и обслуживания, что и стало целью регулирования.

По данным Алиханова, озвученным в интервью ТАСС, в 2024 году в России произведено более 967 тысяч автомобилей, что в полтора раза больше, чем в 2022 году. В стране выпускаются автомобили более 20 брендов и 50 моделей, включая седаны, кроссоверы, пикапы, электромобили и гибриды. Заводы, ранее принадлежавшие иностранным компаниям, перезапущены под российским управлением и выпустили 142 тысячи машин.

В регионах, особенно на Северном Кавказе, в Сибири и на Дальнем Востоке, популярностью пользуются Lada Granta, Vesta, Niva, УАЗы и Haval Jolion, производимый в России. Эти модели составляют значительную долю спроса в указанных регионах.

Послабления для автопрома, введенные в 2022 году, не могли быть постоянными. Россия стремится ограничить бесконтрольный импорт китайских автомобилей, сохраняя планы по локализации производства на собственных площадках для поддержки отечественного автопрома.