Утильсбор в России привяжут к мощности. Чем это грозит авторынку

25 сентября 2025

Новый подход к расчету утилизационного сбора

Минпромторг России планирует изменить методику расчета утилизационного сбора, привязав его к мощности двигателя автомобиля. Если раньше сбор зависел от объема двигателя и года выпуска, то теперь вводится прогрессивная шкала, где базовая ставка определяется типом и объемом двигателя, а мощность влияет на коэффициент. Льготная ставка (3,4 тыс. руб. для новых авто и 5,2 тыс. руб. для машин старше трех лет) сохранится только для автомобилей с мощностью до 160 л.с., ввозимых физлицами. Для более мощных машин сбор значительно увеличится, что приведет к росту цен на импортные автомобили.

Причины пересмотра утилизационного сбора

Пересмотр методики инициирован «Объединением автопроизводителей России» и поддержан главой Минпромторга Антоном Алихановым. Основная цель — увеличение доходов государства (на 40–60 млрд руб. ежегодно) и поддержка отечественного автопрома. По словам президента РФ Владимира Путина, утилизационный сбор является законной мерой поддержки местных производителей, соответствующей нормам ВТО. Также изменения направлены на сокращение «серого» импорта, включая схемы с вывозом российских автомобилей в страны ЕАЭС и их последующим возвратом для обхода платежей.

Последствия для цен и модельного ряда

Эксперты прогнозируют рост цен на импортные автомобили на 10–20% из-за увеличения утилизационного сбора. Например, для новой Audi A4 с двигателем 190 л.с. сбор может вырасти на 600–800 тыс. руб., что увеличит итоговую стоимость на 500 тыс. — 1 млн руб. Некоторые модели, особенно премиум-сегмента (Mercedes-Benz GLE, BMW X5, Hyundai Santa Fe, Kia Sorento, Hyundai Palisade, Kia Carnival, Audi Q5, Volkswagen Tiguan), могут исчезнуть с рынка из-за нерентабельности. Это приведет к сокращению модельного ряда и перераспределению спроса в сторону автомобилей с пробегом.

Влияние на импорт и спрос

После анонса изменений в июле 2025 года продажи новых автомобилей выросли на 33,9% по сравнению с июнем, а импорт леворульных иномарок с пробегом увеличился на 33% за январь–июль. Покупатели спешат приобрести машины до вступления в силу новой методики, ожидая роста цен. Также изменения затронут автомобили, ранее зарегистрированные в странах ЕАЭС: с августа 2025 года они будут облагаться коммерческими ставками, что сократит их ввоз и повысит цены на внутреннем рынке из-за уменьшения предложения.

Поддержка отечественного автопрома и финансовые цели

Увеличение утилизационного сбора направлено на поддержку российских автопроизводителей и пополнение бюджета. Дополнительные средства (40–60 млрд руб. в год) планируется направить на программы поддержки спроса на авторынке, хотя, по словам эксперта Илариона Демчикова, эти деньги не являются целевыми и могут быть использованы на другие нужды. Ежегодная индексация ставок сбора продолжит повышать их уровень: к 2030 году для популярных автомобилей с двигателем 1–2 л сбор вырастет с 667 400 руб. до 1 172 400 руб.

Реакция рынка и дилеров

Ассоциация «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) отмечает, что повышение сбора для физлиц, ввозящих автомобили мощностью свыше 160 л.с., приведет к увеличению их стоимости на сотни тысяч рублей. Дилеры ожидают изменения структуры товарного портфеля и роста спроса на машины с пробегом. Некоторые модели с двигателями до 160 л.с., такие как Kia K3, Volkswagen с 150-сильными дизелями, Renault и Nissan с атмосферными моторами, сохранят конкурентоспособность благодаря льготным ставкам.