Утилизационный сбор в 2025 году: что это, кто платит и как он повлияет на стоимость авто

29 августа 2025

Что такое утилизационный сбор

Утилизационный сбор — это плата, покрывающая будущие расходы на переработку автомобиля, обязательная для легковых, грузовых авто, автобусов, прицепов и спецтехники, регулируемая ст. 24.1 ФЗ № 89-ФЗ.

Размер сбора в 2025 году

С 1 января 2025 года для авто личного пользования: электромобили и ДВС до 3000 см³ — 3400 рублей (новые) и 5200 рублей (старше 3 лет); ДВС 3000–3500 см³ — 2 153 400 рублей (новые) и 3 296 800 рублей (старше 3 лет); свыше 3500 см³ — 2 742 200 рублей (новые) и 3 604 800 рублей (старше 3 лет).

Как рассчитать утилизационный сбор

Формула: базовая ставка (20 000 рублей для легковых авто, 150 000 рублей для других) × коэффициент, зависящий от возраста авто и объема двигателя, указанный в постановлении № 1291 от 26.12.13.

Кто платит утилизационный сбор

Сбор платят физические и юридические лица при ввозе или производстве авто; для личного пользования физлицами применяются минимальные коэффициенты, для продажи — значительно выше.

Кто освобожден от уплаты

Освобождение возможно для отдельных категорий, таких как дипломаты, беженцы или ретро-авто, при соблюдении условий (например, авто старше 30 лет).

Последствия неуплаты

Неуплата утилизационного сбора влечет штрафы, отказ в регистрации авто и возможные проблемы с таможенными органами.

Как оплатить утилизационный сбор

Оплату производят через единый лицевой счет в таможенном органе по месту жительства, подав полный комплект документов, включая расчет сбора.

Влияние на стоимость автомобилей

Повышение коэффициентов с 2025 года приведет к росту цен на автомобили, особенно с двигателями объемом более 3000 см³, как отмечают эксперты.

Утилизационный сбор на другую технику

Сбор также начисляется на квадроциклы, снегоходы и другие ТС из перечней, утвержденных постановлениями № 81 и № 1291.