$: 79.02 | €: 90.56 | ¥: 11.05 | ₩: 0.053

Гигантские пробки на Уссурийской таможне из-за ажиотажа перед повышением утильсбора

22 октября 2025

На фоне ожидаемого повышения утилизационного сбора на автомобили мощностью свыше 160 л.с. резко вырос импорт машин через пункт пропуска «Пограничный» Уссурийской таможни. Обычный месячный объём в 4–5 тысяч автомобилей вырос в 5–6 раз — до 25–30 тысяч. Это привело к километровым очередям автовозов, переполненным стоянкам в Суйфэньхэ и Уссурийске, а также задержкам: путь от китайской до российской границы, ранее занимавший 1 день, теперь растягивается до 15 дней.

Уссурийская таможня, рассчитанная на 5000 машин в месяц, не справляется с потоком в 25–30 тысяч автомобилей. Несмотря на привлечение дополнительных инспекторов и усиление смен, растаможка затягивается. По словам импортеров, машины, оплаченные ещё в августе, до сих пор не прошли границу. ФТС отрицает задержки и заявляет, что оформление идёт в штатном режиме, но бизнесмены утверждают обратное — склады временного хранения переполнены, машины паркуют в полях и горах.

Процесс импорта растянут на месяцы вместо недель

Ранее весь цикл — от покупки в Китае до получения ЭПТС в Уссурийске — занимал 30–45 дней. Сейчас из-за ажиотажа, дефицита автовозов и перегрузки таможни он растягивается на месяцы. Даже внутри Китая логистика усложнилась: запретили грузить по 16 машин на автовоз (теперь только 8), что удвоило затраты и время. Импортеры вынуждены перегонять машины своим ходом по КНР, чтобы избежать простоя.

ФТС: задержек нет, бизнес: до Нового года не успеют

По данным ФТС, за первые две недели октября оформлено 5200 машин — на 20% больше, чем в сентябре. Ведомство проводит совещания с СВХ, перераспределяет машины на менее загруженные склады и призывает к ритмичной подаче документов. Однако импортеры уверены: текущий поток не удастся растаможить до конца года. Один брокер держит 700 машин на площадке. Владивостокская таможня справляется лучше, Уссурийское направление остаётся самым проблемным.

Основной поток — подержанные «проходные» авто из Китая

Импортируют в основном 3–5-летние автомобили европейских, японских и корейских марок китайской сборки. Пункт «Пограничный» популярен благодаря близости к лаборатории в Уссурийске, где сразу выдают СБКТС и ЭПТС. Среди импортеров — сотни мелких фирм (по 10–15 машин в месяц) и около 15 крупных (до 1000 машин). Все столкнулись с одинаковыми проблемами — от переполненных стоянок до задержек платежей через банки.

После введения утильсбора спрос на мощные авто упадёт почти до нуля

Около 70–75% ввозимых машин имеют мощность свыше 160 л.с. После вступления в силу новых ставок утильсбора (ожидаемо с 1 ноября 2025) спрос на них резко сократится. Импортеры прогнозируют переориентацию на менее мощные модели (например, 1.5-литровые турбомоторы с 170–180 л.с., включая Toyota RAV4). В перспективе — возможное введение заградительного сбора на все авто и переход на ввоз запчастей.