На фоне ожидаемого повышения утилизационного сбора на автомобили мощностью свыше 160 л.с. резко вырос импорт машин через пункт пропуска «Пограничный» Уссурийской таможни. Обычный месячный объём в 4–5 тысяч автомобилей вырос в 5–6 раз — до 25–30 тысяч. Это привело к километровым очередям автовозов, переполненным стоянкам в Суйфэньхэ и Уссурийске, а также задержкам: путь от китайской до российской границы, ранее занимавший 1 день, теперь растягивается до 15 дней.
Уссурийская таможня, рассчитанная на 5000 машин в месяц, не справляется с потоком в 25–30 тысяч автомобилей. Несмотря на привлечение дополнительных инспекторов и усиление смен, растаможка затягивается. По словам импортеров, машины, оплаченные ещё в августе, до сих пор не прошли границу. ФТС отрицает задержки и заявляет, что оформление идёт в штатном режиме, но бизнесмены утверждают обратное — склады временного хранения переполнены, машины паркуют в полях и горах.
Процесс импорта растянут на месяцы вместо недель
Ранее весь цикл — от покупки в Китае до получения ЭПТС в Уссурийске — занимал 30–45 дней. Сейчас из-за ажиотажа, дефицита автовозов и перегрузки таможни он растягивается на месяцы. Даже внутри Китая логистика усложнилась: запретили грузить по 16 машин на автовоз (теперь только 8), что удвоило затраты и время. Импортеры вынуждены перегонять машины своим ходом по КНР, чтобы избежать простоя.
ФТС: задержек нет, бизнес: до Нового года не успеют
По данным ФТС, за первые две недели октября оформлено 5200 машин — на 20% больше, чем в сентябре. Ведомство проводит совещания с СВХ, перераспределяет машины на менее загруженные склады и призывает к ритмичной подаче документов. Однако импортеры уверены: текущий поток не удастся растаможить до конца года. Один брокер держит 700 машин на площадке. Владивостокская таможня справляется лучше, Уссурийское направление остаётся самым проблемным.
Основной поток — подержанные «проходные» авто из Китая
Импортируют в основном 3–5-летние автомобили европейских, японских и корейских марок китайской сборки. Пункт «Пограничный» популярен благодаря близости к лаборатории в Уссурийске, где сразу выдают СБКТС и ЭПТС. Среди импортеров — сотни мелких фирм (по 10–15 машин в месяц) и около 15 крупных (до 1000 машин). Все столкнулись с одинаковыми проблемами — от переполненных стоянок до задержек платежей через банки.
После введения утильсбора спрос на мощные авто упадёт почти до нуля
Около 70–75% ввозимых машин имеют мощность свыше 160 л.с. После вступления в силу новых ставок утильсбора (ожидаемо с 1 ноября 2025) спрос на них резко сократится. Импортеры прогнозируют переориентацию на менее мощные модели (например, 1.5-литровые турбомоторы с 170–180 л.с., включая Toyota RAV4). В перспективе — возможное введение заградительного сбора на все авто и переход на ввоз запчастей.